РУБОН - сайт военной археологии

Путь по сайту

DSC01924 1

20 января 1942 года на озере Ванзее возле Берлина собрались нацистские руководители для выработки «окончательного решения еврейского вопроса». На этой конференции была принята программа геноцида еврейского населения. Ни в чем не повинные люди оказались жертвами расовой политики Гитлера. Результатом этой человеконенавистнической политики стала гибель миллионов беззащитных евреев на оккупированной территории СССР и многих стран Европы. В Беларуси Холокост начался с первых дней оккупации. Немцы начали создавать гетто в Минске и других оккупированных городах Беларуси, а в Логойском районе нацисты поспешно, уже в августе 41 года, приступили к массовому уничтожению евреев.

Трагедия Холокоста в Логойске началась сразу после прихода сюда фашистов. В развешанных немецких приказах за укрывательство евреев было только одно наказание- расстрел. На улицах городского поселка сразу же появились виселицы и начались расстрелы. Во многих районных городах немцы переселяли евреев в гетто - изолированные территории, отделенные колючей проволокой или стеной. В Логойске гетто не создавалось – там фашисты решили сразу уничтожить все еврейское население. Возможно, гетто не создавались потому, что здесь еврейское население издавна компактно проживало в центре городского поселка в районе современного здания райисполкома.  Немцы сразу же установили правила проживания евреев в Логойске. Их заставили пришить на одежду спереди и сзади отличительные знаки- куски ткани или шестиконечные звезды желтого цвета. По приказу немецких властей евреям запрещалось под угрозой расстрела покидать пределы поселка. Также запрещалось ходить по тратуару, с наступлением темноты ходить по улице и зажигать свет в домах. Положение евреев становилось все хуже: привлекались к самым тяжелым и грязным работам, за которую они получали скудную еду для выживания. Люди голодали - не хватало продовольствия. За невыполнение приказа или проступок полагался расстрел. Люди вынуждены были оставаться в Логойске- уйти куда-то было нельзя, партизан в лесах еще не было. Да и где тогда можно было найти безопасное место семьям, в которых были пожилые люди и дети. Можно было уйти в лес, но и там без продовольствия долго не проживешь. 

 Районный центр Логойск в 1938 году получил статут городского поселка, а до этого был местечком. Согласно всесоюзной переписи населения в 1926 году в Логойске было 460 дворов, из них около половины - 228 было еврейских. На тот момент в местечке проживало 1035 евреев. Дома располагались в центре местечка, вокруг площади, которая называлась “Чырвоная”. Там же возле площади была синагога. Семьи имели много детей и редко в каком дворе не было коровы. По роду занятий в документах значатся следующие профессии: портной, кожевник, резник, чернорабочий, сапожник, извозчик, торговец, служащий, плотник. Безусловно, к началу войны еврейское население Логойска увеличилось за счет рождаемости. Перед войной происходила также миграция населения. После начала войны были беженцы, которые пришли сюда из Минска и западных районов республики. Поэтому сегодня по архивным документам трудно определить точное число жителей еврейской национальности в Логойске на конец августа 1941 года.

DSC02140

Недалеко от Логойска, возле автомобильной развязки на пересечении дорог Минск-Витебск и Логойск–Калачи находится возвышенность. Местные жители иногда называют ее Еврейская гора. Это место так стали называть после страшной трагедии, которая произошла здесь в самом начале оккупации немцами Логойского района. На самой вершине горы в 60–е годы была установлена плита на фундаменте из камней, огороженная металлической оградой. На плите выбита надпись: «Евреи мирные жители г.п. Логойск – жертвы фашизма 1941-1944, расстрелянные 30 августа 1941». На этой же горе находится также памятник всем казненным здесь за все три года немецкой оккупации района: партизанам, подпольщикам и мирным жителям. После прихода немцев здесь, в этом песчаном карьере в полутора километрах от Логойска, производились расстрелы советских граждан. Известно, что в Беларуси расстрелы в начальный период войны проводила айнзатцгруппа «В». Это было специальное карательное подразделение, одной из задач которого было уничтожение на занятой территории партийных и советских работников, евреев, цыган и умственно больных людей. Спустя всего два месяца после оккупации райцентра нацисты решили уничтожить еврейское население Логойска и Гайны. Чтобы люди не разбежались, фашисты до последней минуты держали это в тайне. Для успокоения людей и предотвращения паники и неповиновения немцы использовали изуверский обман: они собрали всех еврейских жителей 27 августа 1941 года на площади в Логойске для регистрации. Там немцы объявили, что никого трогать не будут, если евреи соберут требуемую сумму денег и ценности. Затем заставили евреев копать ров на горе, пустив слух, что они копают окопы, а на самом деле они копали себе братскую могилу. Через три дня 30 августа их опять собрали на площади и немцы сообщили своим жертвам, что их переселяют в местечко Гайна, в 10 км от Логойска, где в то время жила еврейская община. В это время в Логойск для выполнения кровавой акции прибыли эсэсовцы из айнзатцгруппы. Люди в колоннах, охраняемых немцами из айнзатцгруппы и привлеченными к этой акции полицейскими, пошли по дороге в направлении Гайны. Немощных и стариков повезли на машине. В этот же день, утром, немцы собрали всех евреев в Гайне и сказали им, что их семьи переселят к евреям в Логойск. Всех людей построили в колонну, а кто не мог идти- посадили на повозки, и отправили под охраной в направлении Логойска. Но ни те ни другие в объявленное место переселения не пришли… Оказалось, что это был их последний земной путь – путь обреченных к яме на горе возле гайненской дороги. Здесь они встретились и вместе приняли страшную смерть в одной братской могиле.

DSC01925

Сразу после освобождения Беларуси здесь начала работу Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко- фашистских захватчиков. Материалы ЧГК были представлены в виде актов, в которых было описание преступлений, составленное после опроса потерпевших, свидетелей и осмотров места убийства и заключения медицинских экспертов, а также прилагались собранные документы и фотоснимки. Из материалов ЧГК по Логойскому району:

IMG 3986

«Акт октября 8 дня 1944 года г. поселок Логойск. Комиссия в составе секретаря Логойского РК КП/б/Б тов. Смирнова Петра Федоровича, председателя Логойского Райисполкома тов. Веремея Платона Александровича, начальника РО НКВД старшего лейтенанта войск НКВД тов. Авчинникова Леонида Петровича, начальника РО НКГБ старшего лейтенанта г/безопасности тов. Бочарова Степана Григорьевича и секретаря Логойского исполкома тов. Гилевича Семена Петровича произвели обследование мест расположения массовых убийств и захоронение советских граждан немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками в период  оккупации Логойского района. В 1941 году 30 августа в урочище Ивановщина в направлении от местечка Логойск к Гайне на расстоянии в 1450 метров и в сторону от дороги вправо до 150 метров был произведен массовый расстрел еврейского населения г.п. Логойск. Расстрел производился ниже следующим зверским путем, а именно: на расстрел с Логойска направляли группами. В первой группе отправлялись женщины с грудными детьми и подростками, во второй группе были женщины средних лет и старухи, в третьей группе были мужчины. Люди некоторые не могли идти пешком/старики и больные/ - их грузили в автомашины и доставляли к месту расстрела. На месте расстрела сперва раздевали до нижнего белья, приказывали ложиться в заранее подготовленную большую яму вниз лицом и после чего расстреливали из автоматов. Таким образом в один день было расстреляно 1200 человек. После этой массовой кровавой расправы немцы собирали (ловили) с помощью полицейских одиночек укрывавшихся евреев, сажали их в помещение и по мере накопления людей на автомашинах увозили на это место расстрела. На это же место немцы на протяжении с 1941-42-43 года возили на расстрел ни в чем невинных людей и в общей сложности дополнительно так закопано еще 300 человек других национальностей (белорусов и русских) в т.ч. 18 человек военнопленных…

Об чем и составили настоящий акт.

Председатель комиссии  Смирнов

Члены комиссии:

Веремей

Авчинников

Бочаров

Гилевич».

В материалах этой комиссии находится протокол опроса свидетеля Грибовского Михаила Иосифовича, 1894 г. р., жителя Логойска, который рассказал следующее: «…в конце августа м-ца 1941 года немцы провели полную регистрацию еврейского населения м. Логойск и Гайны. Собрали их в одно место на площади и предложили им выплатить немецкой власти большую сумму денег, особенно требовали золото с тем, чтобы откупиться от расстрела. Спустя трое суток немцы вновь собрали все еврейское население и, не получив от них требуемой дани, разделили их на три группы, избивая резиновыми плетками, гнали на расстрел к гравийному карьеру «Ивановщина» в одном километре от м. Логойск по Гаинскому шоссе…».

Раскрыть полную картину этого преступления удалось с помощью воспоминаний очевидцев. В настоящее время в Логойске и Гайне остались еще свидетели, помнящие те трагические события. Вспоминает Л. И. Сосновская из Логойска, 1927 г. р.: «…всех евреев согнали на горку возле гайненской дороги и расстреляли, там памятник сейчас есть. Мама моя как раз шла с работы, когда их гнали к яме на горке. Она пришла домой и нам рассказывала. Еврейка там знакомая у нас очень хорошая была. У нее двое деток было. Одно дите за платье держалось, а второе она на руках несла. А полицай, который рядом шел, все подгонял их, чтобы быстрей шли. А где ж она с двумя детками малыми быстро пойдет. Так он плеткой их бил, а дите это на руках у нее аж зашлось от крика…

Мы на Заозерской жили, а евреи в центре, в основном - на Чкаловской, на Борисовской. В школу с нами еврейские дети ходили. Там Альперина жила, вот она жива осталась, как- то уцелела с семьей. Синагога была на площади, там где сейчас райисполком. Евреи там держали крамы, сквер был, торговые ряды… Мой брат Володя был похож на еврея, его тоже немцы чуть не схватили. Шли немцы по улице, увидели его и говорят : - Юда! Юда!

Хорошо, что наш сосед вступился:

   - пан, он не еврей, он русский, этот человек. Так бы и брата забрали, если бы не сосед. Они собирали евреев, по всей соседней улице ходили. Колонной шли, кругом охрана была. Но все же несколько человек безвинных утекли из-под ямы. Бежали на Кондратовичи по ржи. Там поле ржаное было и утекли молодые хлопцы. Они в Кондратовичах были, их там кто-то приютил, а потом они куда-то пошли.

Что характерно, очень большой дождь пошел после всего этого. А там же столько их было расстрелянных, не только из Логойска, но и из Гайны. Они плохо прикопаны были, а дождь как пошел, так вода у нас в Лапенце, он как раз оттуда течет, красная была от крови. Лапенец – это ручеек, впадает в Гайну, протекал возле нашей улицы Заозерской.

Великий дождь был, смывало все с горки и в этот Лапенец. Это я очень хорошо запомнила, что красная вода была в Лапенце от крови. Тысячи человек там побили…».

 Все свидетели упоминают, что после расстрела прошел очень большой дождь – как будто сама природа оплакивала этих несчастных, невинно убитых в песчаном карьере.

Рассказывает жительница Логойска О. П. Верчаковская, 1922 г. р.: «евреи в центре жили, по улице к речке, сейчас это ул. Чкалова. Мои соседи были евреи. Аня Бергер возле нас жила, мы с ней дружили… Немцы им сказали на площадь явиться с семьями. Хаты сказали не закрывать. Они собрались все на площади и их погнали к яме. Яма там была, копали и гравий и песок брали. Побили их там и еще приказали этим бедным людям раздеваться. Как все закончилось, то эта яма была полна людей. Люди еще живые были, когда их закопали, так земля шевелилась. Некоторые спаслись - Цимерманы пошли в Нивки, их там ховали в склепе. Люди добрые там были и их не предали…».

Вспоминает логойчанка Р.Н.Сокольчик, 1931 г.р.: «в тот день мой отец вез снопы на коне, в августе это было. Немцы вели колонну евреев. Одна еврейка говорит отцу: - Коля, возьми мою девочку. Но не смогла ее отдать: вокруг колонны полицаи ходили, охраняли их и не дали девочку. Отец приехал домой и после того, что он там видел, не мог есть несколько дней…».

Рассказывает логойчанка Я.В.Новицкая, 1931 г.р.: «…Их гнали колонной и побили за один день. Одна девочка убежала из колонны и прибежала к себе домой.  Полицаи ее нашли и схватили. Очень красивая была, на еврейку не была похожа.  Соня ее звали, Шлёнская. А на следующий день повесился Левин. Он убежал от расстрела, но его всю семью расстреляли, никого не осталось, и он не смог жить…»

Сейчас на месте расстрела растут деревья, а в августе 41 года был песчаный карьер, а вокруг были поля и, казалось, окруженным людям на открытой местности невозможно прорваться через оцепление и убежать. Но оказалось, что возле места расстрела произошел героический случай сопротивления фашистам. Не все обреченные на смерть люди смирились со своей участью и совершили массовый побег. И в результате этого все-таки часть людей смогла убежать из-под расстрела. Тогда спаслись в числе других братья Яков и Наум Косовские. Из воспоминаний Я. Косовского, опубликованных в Нью-Йорской газете «Форум», а также из видеозаписей удалось восстановить события того дня. О том, как это было рассказал спасшийся 17-и летний свидетель Яков Косовский:  « В местечке проживало до войны приблизительно тысяча четыреста евреев. Мы жили в 40 км от Минска и, когда начались бомбежки, десятки минских евреев, спасаясь, приехали к нам в местечко. Нас было три брата, я – семнадцатилетний младший, средний – с первого дня был на фронте, Наум – старший, был со мной. 30 августа фашисты собрали жителей местечка в парке, зарегистрировали всех и вызвали местных полицаев... В парке, где теперь пожарная, там стоял большой дом, еще графский дом большой такой. Туда всех собрали и ждали пока приедут немцы … Когда всех выгоняли, может кто где- то спрятался, но трудно сказать потому, что никто еще не знал, что такое может быть. Собственно, это первый погром в Логойске был. Это был субботний день. Погода была прекрасная, солнце…

Когда фашисты всех построили, они объявили, что переселяют нас в соседнее еврейское местечко Гайна. Мы прошли километр от Логойска и нас повернули в сторону карьера. Нам стало понятно, что за «переселение» затеяли фашисты. Нам приказали сесть, раздеться, снять обувь. Немцы с полицейскими окружили нас кольцом, а в это время начала подходить колонна из Гайны. Их тоже «переселяли». Жителей местечек заводили группами в карьер и два фашиста расстреливали их из пулеметов… Возле нас сидел один пожилой мужчина. Он говорит: - дети, чего вы сидите? Бегите! Бегите! Оружия у нас не было никакого, но рядом с нами сидел парикмахер. Он взял с собой бритву и резанул ей по шее стоящего рядом немца. Мы побежали, увлекая за собой остальных. Фашисты стреляли нам вслед, рядом падали раненные и убитые наши соседи: старики, женщины, дети.  До ближайшего леска добежали всего 12 человек, все остальные (около 1500 человек) погибли в этом проклятом карьере. Свидетели говорили, что еще несколько дней в нем шевелилась земля, из-под которой слышались стоны несчастных…  Потом мы дошли до Борисова, нам помогли достать одежду, еду. В конце своих мытарств я попал в партизанский отряд…  Мы с братьями вернулись с фронтов войны, собрали деньги и поставили памятник на месте расстрела и памятную плиту…».

По воспоминаниям местных жителей удалось установить, что фамилия этого парикмахера была Ройник. Понимая, что все они обречены, он решил напасть на немца-охранника и тем самым спас бежавших людей. Своим нападением он отвлек внимание охраны, которая сразу же набросилась на парикмахера, а люди в это время побежали с горы в направлении леса.

Часть людей тогда спаслась в кустах возле реки Гайна, протекающей по Логойску.

Спаслась в тот день и пережила оккупацию одиннадцатилетняя еврейская девчонка Тамара Зисерман (Канторович). Рискуя своей жизнью, ее спрятала белорусская семья. Петр и Янина Ходасевичи не отпустили Тамару с мамой, идущей в расстрельную колонну и прятали ее три года оккупации в доме у бабушки Антонины, которая жила от них через улицу. В 1943 году фашисты расстреляли П. и Я. Ходасевичей вместе с малолетней дочерью Валей в том же песчаном карьере. После их гибели до освобождения Тамару укрывала Антонина Ходасевич. Имена взрослых членов этой семьи увековечены на Стене Памяти на Аллее Праведников мемориала Яд - Вашем в Иерусалиме.     

О довоенной жизни евреев в Гайне почти не осталось воспоминаний. В поселенных списках домохозяев за 1926 год, составленных при переписи населения, в местечке Старо-Гайна было 175 домов. Жители в основном занимались земледелием и в графе «землепользование» у них написано: чересполосица, т.е. имеется надел земли. В то же время у 36 хозяев отмечено: не крестьянин. Это были еврейские семьи и больших наделов земли не имели. Они в основном были ремесленники или занимались торговлей. Среди них были заготовщики скота, торговцы, кузнецы, кожевники. В Гайне насчитывалось 6 сапожников: там находилась артель, в которой они работали. Семьи почти у всех были большие: по 4-6 детей.  Почти во всех дворах была корова. Свиней, овец и сельхозинвентарь не имели. Бытовые конфликты между жителями улаживал раввин, который у евреев пользовался большим уважением. В Гайне жил раввин Матлин Иосиф Акивович.  В документах указано, что его семья состояла из 4 душ, из них трое грамотные. Землю и полевой посев семья не имела, но держала корову.

Побывав в Гайне, я услышал много рассказов нынешних ее жителей о довоенной жизни. Все они вспоминали и рассказывали, как мирно и дружно жили здесь евреи и белорусы до войны, а потом с болью поведали о трагедии евреев Гайны. Вспоминает Л.Н. Шишко: «по нашей улице много евреев жило. Синагога была тут, конфетная фабрика. Евреи конфеты делали, селедку продавали и рыбу. Артель была-там одежду шили, сапоги, ботинки.  Они неплохие люди были. Наши гаенские повыходили замуж за евреев. Как война началась и узнали, что евреев стреляют, то они фамилии поменяли и их не выдали. Мы видели, как их собирали и гнали, насильно из домов выгоняли. И детей маленьких и всех. Евреи были Баранчики, просили, чтоб только не били, а они все равно их били. Мы плакали. Их потом расстреляли на горе как едешь в Логойск. Кто выжил, то после войны жили в Минске на Цнянской и Уральской…»

Рассказывает М.Н. Кунская из Гайны, 1924 г.р.: «жили евреи в центре возле сегодняшнего магазина. Лавки в центре были, там они торговали. А у нас тут сосед жил: кузнец Ицка с семьей. Дети у него были: дочки Ривка, Хайка и сын Муля. Мать их дома была, Броха ее звали. Годовались мы вместе. Люди как люди. Кузнец всем был нужен. Мацу пекли на свою пасху, соседи наши и нам ее давали. Один еврей поженился с белоруской, Павлина ее звали…  Собрали их всех и погнали на Логойск, всех бедных там побили на горе. Земля, говорили, дышала, когда их закопали…»

О.А.Барановская, 1938 г.р.  из Гайны поведала следующее: « …мы жили возле магазина, там же в центре жили евреи. Много семей там было. Шлемка, Цимерман, Равин…Когда-то я насчитала 23 семьи, но сейчас фамилии всех уже не помню. Там стояло большое деревянное здание, там и лавки были - торговали они. Лавки были в сквере, напротив магазина. Селедку продавали, конфеты. Синагога была, сейчас от нее фундамент только остался. Там, где их артель была, сейчас библиотека. Были сапожники, портные, шорники среди них. Наш дом и еврейский рядом стояли… Это было летом. Помню их погрузили на возы, они сидели там кучей, и их повезли под охраной, а так бы они поутекали… Цимерман остался живой с семьей, в Минске жил после войны…».

Л.В. Барановский, 1936 г.р. жил тогда на окраине Гайны у дороги на Логойск. Он вспомнил как спаслись еврейские дети: «…здесь у нас жил Залман. Мужики ему говорят: - ховайся! А он говорит: - да ну, кто нас будет трогать.  Две девочки у него были: Роза и Кейля.  Они залезли в яму на огороде и там сидели. Мама моя сховала их в яму, бульбу туда скидывали. Сначала у нас скрывались, а потом пошли куда-то.  После войны приезжали, в Борисове жили. А батьков их погнали со всеми. Их собрали и под Логойск повезли на подводах …»

Хорошо, в подробностях, помнит то время М. Н. Жилянина, 1930 г.р.: « …мой папа Николай Петрович Кохан был хороший специалист – столяр. Он двери и окна делал. Председателем колхоза одно время был. Потом мельником был на водяной мельнице. Около нашего дома тут есть ручей – река Гайна начинается, поэтому и деревню так назвали. Он очень дружил с евреями, говорил, что это очень хорошая, умная нация. Как пример: вот у них дети выросли, поженились. Им давали волю жить отдельно. Дом большой и каждому дают свою комнату с окном - попробуй сам жить. А сами наглядают, сможет ли жить отдельно, сможет ли содержать семью… Когда началась война, приходит один еврей и говорит: - Кохан, знаешь, что? Нас все равно побьют. Я тебе пригоню своего кабана. А кабан большой был, сытый. Пригнал нам кабана и так отдал. Кто- то из соседей заявил, что у нас есть еврейский кабан. И вот пришли к нам немцы и говорят: - показывай, где еврейский кабан. Отец показал на своего, он был худой, а еврейский сытый. Они его забрали. А председателем волости был однофамилец отца, даже отчество сошлось, и немцы решили, что это братья и вернули кабана, привезли назад. Там, где магазин сегодня, улица была, там евреи жили. Сегодня называют магазин, а тогда лавки называли. Там все продавали: конфеты, водку, пиво, селедку. То, что портится, не брали – тогда ведь холодильников не было. Один кузнец женился на белоруске. У детей имя и фамилия белорусские были и во время войны их никто не выдал. Артель сапожная была, сапоги тогда носили, там люди заказывали. Женщины носочки, чулочки делали. Шерсть и нитки у сельских людей покупали. Помню, сеншена (сенсена) была: это конфета такая мятная - расставала во рту. Она такая длинная, черная была. В Гайне много евреев жило. Их собрали и погнали на Логойск по дороге. Там есть лес. От Гайны до леса было 2,5 километра. И вот там некоторые евреи удрали. Может они заплатили тем, кто их охранял, а может так уцелели. Девять человек их было. Отец мой рассказывал, что у них золото было. Они сказали охране: - мы убежим, а вы стреляйте вверх, а за это мы вам золото отдадим. Так они и уцелели. Наша хата крайняя была от леса. Евреи постучали ночью к нам. Дождь шел. Они были из разных семей: мужчины и две женщины. Отец им открыл и сказал : - идите в хату, обогревайтесь. Лампу палить не будем, чтобы соседи не видели.

Пришли в хату и сидели у нас. Сколько у нас было «ватовок» - отец все им отдал, постилку дал, чтобы постелить или накрыться. Мама хустки дала и клеенку со стола сняла и отдала от дождя накрыться. 2 куска сала, 2 буханки хлеба – круглые такие в печи пекли, положила в тканую торбочку и дала с собой. Отец их провел, сказал как и куда идти, и они пошли в Западную Белоруссию. Отец в царской армии унтер-офицером был, он их научил идти только ночью, а днем прятаться в лесу. Одна еврейка была точно, как русская, Ванда вроде ее звали. Вышла потом замуж, двоих детей родила. Все они живые после войны остались, приезжали сюда, благодарили …».

Так за один день произошла эта трагическая история уничтожения евреев Логойска и Гайны. В некоторых деревнях Логойского района в то время жили еврейские семьи. Они были кузнецами или ремесленниками, иногда занимались сельским хозяйством, особенно в семьях, где были смешанные браки. Немцы привозили их в Логойск и расстреливали в том же карьере. Некоторые люди все таки спаслись – их прятали местные белорусы, несмотря на то, что за укрывательство евреев немцы применяли расстрел.

После убийства еврейского населения, на это месте все годы оккупации продолжались расстрелы. Небольшой памятник на горе установлен родственниками подпольщикам, расстрелянным в марте 1943 года.  На обелиске плите написаны фамилии подпольщиков: семья Ходасевич, Н. Вершаль, летчик С. Маслов, Пташников. Воздушный стрелок –радист Степан Маслов начало войны встретил в составе 96 авиаполка 42 авиадивизии. В первые дни войны советская авиация наносила бомбовые удары по наступавшим немецким войскам в районе Вилейка-Радошковичи. 25 июня 41 года его самолет был сбит, а С. Маслов был ранен и отправлен в больницу Логойска. Здесь ему спасли жизнь, но пришлось ампутировать обе ноги. После лечения его взяли к себе и выхаживали жители Логойска Ольга и Петр Аксенчики. В марте 43 года партизаны собирались перевезти Маслова в Бегомль, что бы с аэродрома переправить за линию фронта, но не успели. По доносу фашисты его арестовали и расстреляли за связь с партизанами. Вместе с ним расстреляли подпольщика Николая Вершаля из деревни Гостиловичи, выполнявшего задания партизан по разведке и отправке в лес оружия и медикаментов.

В сентябре 42 года здесь были казнены члены Кондратовичской подпольной патриотической организации: Иван Ивинский, Петр Дрозд, Семен Дрозд, Гавриил Внук, Петр Щуревич, Антон Щуревич, Алексей Щуревич и учительница Надежда Муравьева.

К сожалению, не все фамилии здесь погибших установлены, многие герои сопротивления до сих пор неизвестны.


В августе 2007 года в Нью-Йорке (США) в Мемориальном парке Холокоста был открыт небольшой камень с плитой - памятный знак евреям - жертвам расстрела в Логойске. На открытии присутствовали уцелевшие бывшие жители Логойска и их родственники, проживающие сейчас в США, а также представители общественности. Идея установить Камень памяти осуществилась благодаря стараниям Михаила Косовского, уроженца Логойска.  Его отец Леонид в августе 1941 года находился в Красной Армии, а братья отца Наум и Яков в числе немногих убежали из под расстрела в день трагедии. Все собравшиеся почтили память невинных жертв, погибших в огне Холокоста.

DSC02129

Жили до войны в Логойске и Гайне в мире и согласии люди разных национальностей, добывая хлеб насущный каждый своей работой. Создавали семьи, растили детей, вместе работали и отдыхали. Началась война, а с ней пришли на эту землю ужасы Холокоста и сжигание белорусских деревень вместе с жителями. Памятники на месте бывшего песчаного карьера на горе возле Логойска стали еще одним свидетельством этого нацистского геноцида.

Краевед-исследователь, поисковик научно-исследовательской группы военной истории "Рубон"

Александр Павлюкович

P.S. Несколько слов и фото от имени Д.Киенко выезжавшего на место:

26 апреля 2021 г. на месте расстрела начались раскопки которые проводит 52 ОПБ МО РБ, научные сотурдники центра военной истории Беларуси Инстатута истории НАН  осуществляют историческое сопровождение исследований. 29 апреля состялся совместный выезд представителей центра военной истории НАН и группы "Рубон" на место раскопок. К этому времени 52-м отдельным поисковым батальоном был снят верхний слой грунта и зачищены первые костные останки нахоившиеся на глубине около полуметра. Среди первых находок оказалась советская СВТ которая была оставлена на позиции после боев июня-июля 1941 г. проходивших в этом же месте. Данная винтовка не имеет отношения к расстрелам. Среди первых находок были перочинный нож, пуговицы, сильзы от немецких и советских патронов в пропорции 90% и 10% советских. В данном случае советские гильзы так же остались после  боев за Логойск.

Удивил и заголовок использованный БелТА: "В Логойском районе начались раскопки ранее неизвестного захоронения времен ВОВ". Как "неизвестного"?! там ПЯТЬ памятников стоит! Они установлены в период 50-90-х годов (фото их размещены выше). Кому неизвестного? Если журналисты БелТА не знали о захоронении, то это не значит, что про него забыли местные жители котрые эти памятники делали своими усилиями и передавали свидетельства в виде рассказов из поколения в поколение. "Неучтенное захоронение"-не значит "неизвестное". "Фальсификация истории" о которой любят повторять на официальных каналах начинается именно вот с таких, казалось бы небольших неточностей.

Далее разместим несколько наших фотографий от 29 апреля 2021 г.

1620033779669

 Обратите внимание на детскую обувь (подошвы ботинок) рядом с женскими останками

1620033779672

1620033779678

1620033779687

1620033779692"Рубон"

Мы в "Facebook"

 

 

Мы в "Одноклассниках"

Мы "В Контакте"

Яндекс.Метрика